Изменения в законодательстве Таджикистана о выборах президента


Изменения в законодательстве Таджикистана о выборах президента

Изменения в законодательстве Таджикистана о выборах президента

Правовую основу выборов президента Таджикистана составляют Конституция Таджикистана, конституционный закон "О выборах Президента Республики Таджикистан", а также принятые в развитие его отдельные постановления Центральной комиссии по выборам и референдумам Таджикистана.

Согласно действующему законодательству, выборы президента Таджикистана осуществляются на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы назначаются совместным заседанием верхней и нижней палат Высшего Собрания Таджикистана (Маджлиси Оли) не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего президента страны.

Государственный флаг Таджикистана на территории Дворца нации – резиденции президента страны. Архивное фото

Государственный флаг Таджикистана на территории Дворца нации – резиденции президента страны. Архивное фото

Президентом Таджикистана может быть избран гражданин Таджикистана не моложе 35 лет, владеющий государственным языком, проживающий в республике не менее 10 последних лет и обладающий избирательным правом.

При этом одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Выдвинутый на пост президента кандидат должен быть поддержан 5% от числа граждан республики, обладающих избирательным правом.
Выборы президента считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки. Избранным считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Институт президентства в Таджикистане впервые был введен в октябре 1990 года, когда на заседании Верховного Совета Таджикской ССР первым президентом республики был избран Кахор Махкамов.

Законом Республики Таджикистан от 10 сентября 1991 года в Конституцию страны был внесен ряд изменений, статья 118 существовавшей на тот период Конституции была изложена в следующей редакции: "Гражданин Республики Таджикистан, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории республики не менее 10 последних лет и обладающий избирательным правом, может быть избран Президентом Республики Таджикистан. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Таджикистан более двух сроков". В статье 120 Конституции был определен порядок избрания президента.

В ноябре 1991 года всенародные выборы президента Таджикистана выиграл Рахмон Набиев.

В годы массовых волнений и беспорядков в Таджикистане (1991-1992) на основе закона от 30 апреля 1992 года статья 99 Конституции была дополнена пунктом 32, который давал право Верховному Совету вводить режим президентского правления в отдельных регионах страны. Был принят также закон "О форме президентского правления", в соответствии с которым режим президентского правления вводился на срок 6 месяцев, а ряд полномочий Верховного Совета возлагался на президента.

Гражданская война в Таджикистане (1992-1997) привела к изменению формы правления. В 1992-1994 годах президентское правление в стране было приостановлено по решению XVI сессии Верховного Совета. Полномочия президента были возложены на Верховный Совет, его президиум и правительство республики.

20 июля 1994 года очередная сессия Верховного Совета Таджикистана одобрила проект новой Конституции республики и назначила всенародный референдум по ее принятию, а также восстановила должность президента страны и назначила общенародные выборы главы республики на 25 сентября 1994 года.

23 июля 1994 года был принят закон "О выборах Президента Республики Таджикистан", вступивший в силу 21 июля 1994 года.

7 сентября 1994 года из-за нестабильной политической обстановки в стране было принято решение о переносе референдума, касающегося конституционных изменений, на 6 ноября. Принятая на этом референдуме Конституция в целом повторила требования к кандидатам в президенты, изложенные в документе редакции 1991 года. Предельный возраст для кандидата в президенты был установлен в 65 лет.

6 ноября 1994 года президентом Республики Таджикистан был избран Эмомали Рахмонов (Рахмон).

В текст Конституции страны дважды вносились изменения, касающиеся законодательных основ выборов президента. В обоих случаях, согласно положениям Конституции, эти изменения выносились на всенародный референдум.

На референдуме 26 сентября 1999 года была изменена статья 65 Конституции, касающаяся срока полномочий президента: он увеличился с пяти до семи лет, но не более одного срока подряд.

Очередной всенародный референдум по изменениям Конституции прошел 22 июня 2003 года. По итогам этого референдума в статью 65 Конституции страны были внесены изменения, которые позволили главе государства быть избранным на два срока по семь лет каждый.

Внесенные по результатам проведенного в 2003 году референдума изменения в Конституцию также исключили положение о предельном 65-летнем возрасте для кандидата на должность президента Таджикистана.

Согласно принятым переходным положениям, выборы президента подряд на два срока, предусмотренные частью четвертой статьи 65, начинаются по окончании полномочий действующего президента.

Президент Таджикистана вступает в должность со дня принесения присяги в соответствии с текстом, предусмотренным статьей 67 Конституции страны на совместном заседании Маджлиси Оли Таджикистана.

Дважды вносились изменения и в конституционный закон, определяющий порядок проведения выборов президента.

23 июля 1999 года в закон "О выборах Президента Республики Таджикистан" были внесены дополнения и изменения: в частности появилась статья, требующая от каждого из кандидатов на пост президента предоставить подписи не менее 5% от общего числа избирателей (опубликован 3 сентября 1999 года).

Закон о выборах президента в редакции от 28 декабря 2005 года дал право основным политическим партиям страны выдвигать своих кандидатов на пост президента, урегулировал количество партийных и общественных наблюдателей на избирательных участках. Кроме этого, документом был наложен запрет на прямое или косвенное участие зарубежных организаций в финансировании избирательной кампании кандидатов на пост президента республики. Были установлены сроки назначения выборов президента, а также уточнена статья, определяющая момент вступления президента в должность.

Президентский дворец в Душанбе

Президентский дворец в Душанбе


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Изменения в законодательстве Таджикистана о выборах президента" в других словарях:

  • Кризис власти в Киргизии — В феврале марте 2005 года в Киргизии были проведены очередные парламентские выборы, которые с подачи иностранного НПО были признанны нечестными, что при подстрекательстве тех же НПО, привёло к народного недовольству, резкому обострению положения… …   Википедия

  • Кризис власти в Киргизии (2005) — В феврале марте 2005 года в Киргизии были проведены очередные парламентские выборы, которые с подачи иностранного НПО были признанны нечестными, что при подстрекательстве тех же НПО, привёло к народного недовольству, резкому обострению положения… …   Википедия

  • Революция Тюльпанов — В феврале марте 2005 года в Киргизии были проведены очередные парламентские выборы, которые с подачи иностранного НПО были признанны нечестными, что при подстрекательстве тех же НПО, привёло к народного недовольству, резкому обострению положения… …   Википедия

  • Революция тюльпанов — В феврале марте 2005 года в Киргизии были проведены очередные парламентские выборы, которые с подачи иностранного НПО были признанны нечестными, что при подстрекательстве тех же НПО, привёло к народного недовольству, резкому обострению положения… …   Википедия